Методическая работа
Приказ об утверждении локальных актов
Приказ об утверждении Годового плана работы МБОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары на 2024-2025 учебный год
Положение о методическом совете образовательной организации
Положение о методическом объединении учителей
2024-2025 учебный год
2023-2024 учебный год
Программы наставничества
Приказ о внедрении программы наставничества
Положение о программе наставничества
Приказ о назначении наставников
Система методической работы в гимназии
Наша система образования и воспитания должна сделать решительный поворот к человеку, его индивидуальности, предоставить ему широкие возможности для самореализации и самоутверждения в новых реалиях. Современная школа должна опережать время, так как на неё возложена задача подготовки граждан нового тысячелетия. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике – залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя. Основной задачей методической работы в гимназии является развитие качества образования на основе постоянного совершенствования трех составляющих:
- образовательных результатов;
- организации образовательного процесса;
- квалификации работников
Структура методической службы гимназии соответствует потребностям педагогов в совершенствовании профессионального мастерства. Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет.
Единая методическая тема: Инновационная методы обучения как способ эффективного управления качеством образования
Цель – совершенствование качества образовательного процесса через повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников
Задачи:
- Повысить уровень владения педагогами современной нормативной правовой базы.
- Способствовать повышению качества знаний учащихся посредством:
- совершенствования методики проведения современного урока;
- активного использования возможностей информационно-образовательного пространства, эффективных образовательных технологий;
- внедрения эффективного опыта работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию в обучении;
- развития исследовательской культуры обучающихся на всех ступенях общего среднего образования.
Перечень основных мероприятий по методическому обеспечению учебного процесса в гимназии
Мероприятия | Периодичность проведения
| Заседания методического совета | 1 раз в четверть
| Участие в профессиональных конкурсах | 1 раз в год
| Оперативные совещания | По необходимости
| Установочное методическое совещание | В начале года
| Участие в районных семинарах с обобщением опыта | По плану
| Методическая неделя | 1 раз в год
| Предметные недели | 1 раз в год
| Посещение уроков (в т.ч. взаимопосещение), беседы с учителями-предметниками, консультации | 5-8 уроков в неделю
| Занятия в школе молодого специалиста | 1-2 раза в месяц
|
Работа с одаренными детьми
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Педагогическим коллективом гимназии накоплен достаточный опыт работы с одарёнными детьми. Ежегодно растёт
число участников творческих конкурсов различного уровня по учебным предметам, их победителей и призёров; есть учащиеся, которым интересна научно-исследовательская деятельность. В гимназии была создана эффективная система дополнительного образования. Вместе с этим в гимназии имеется категория учащихся, которые обладают способностью к обучению, но ещё не могут её проявить и самоутвердиться в интеллектуальной деятельности.
Педагогический коллектив гимназии уверен, что целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит наиболее эффективно управлять их развитием, улучшением их комплексных характеристик (гибкости ума, внимания, памяти, воображения, синтеза, анализа, и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности, рост всё более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Программа «Одаренные дети» направлена на разностороннюю поддержку одарённых детей и ориентирована как на образовательный процесс, так и на его результат.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- оптимально-ориентированный уровень сложности и трудности задания для одарённых детей;
- акцент на решающую роль теории;
- развитие у учащихся обобщённых умений и навыков познавательной деятельности;
- поддержка интереса и любознательности учащихся;
- формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности и необычности, широкое применение познавательных и интеллектуальных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин;
- создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;
- индивидуализация и дифференциация обучения,
- максимально разнообразие предоставленных возможностей для развития одарённых детей;
МЕТОДЫ РАБОТЫ
- проблемные
- исследовательские
- поисковые
- практические
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
- обучение по индивидуальным планам или обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
- повышение степени сложности учебных заданий;
- работа по исследовательским и творческим проектам;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;
- творческие отчеты;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных и поисковых работ;
- назначение тьюторов по учебным предметам из числа учащихся;
- научно-практические конференции, видеоконференции и семинары;
- научное общество гимназистов;
- творческие мастерские;
- предметные недели;
- олимпиады;
- факультативы;
- кружки и ТО;
- конкурсы;
Инновационная деятельность гимназии
Инновационная деятельность в гимназии – создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
На протяжении последних лет стратегия развития гимназии включала следующие инновационные направления:
- в методах обучения: освоение и внедрение личностно-развивающих, информационных технологий, новых курсов, введение предпрофильного/ профильного обучения по индивидуальным учебным планам,
- в формах работы по повышению квалификации педагогов: создание творческих групп по проблемам; участие в конкурсах педагогического мастерства, проведение мастер-классов, методических недель,
- в управлении системой гимназии: организация опытно-экспериментальных площадок Темы экспериментов: «Создание образовательного пространства, способствующего самоопределению личности учащегося», «Проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях профильного обучения»;
- в работе с учащимися: разработка и реализация программы «Одаренные дети», развитие научно-исследовательской деятельности учащихся, реализация конкурсных проектов;
- в новых формах финансового обеспечения деятельности гимназии: самостоятельное ведение бухгалтерского учета.
Организация инновационной, экспериментальной работы педагогов гимназии – процесс достаточно сложный, однако педагоги разрабатывают программы элективных курсов и предметов с учетом регионального компонента, проводят уроки с применением ИКТ и готовы к диссеминации собственного опыта.
Опытом работы по использованию новых педагогических технологий учителя делятся через выступления на краевых, районных семинарах, конференциях; публикации; информацию, размещенную на школьном и других сайтах.
К наиболее важным результатам работы можно отнести следующие:
- создание экспериментальных площадок на базе гимназии,
- появление новых видов деятельности, новых образовательных продуктов, новых образовательных услуг,
- формирование новых финансовых форм обеспечения деятельности школы
- рост профессионального мастерства педагогов,
- работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта,
- создание условий для развития творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей учащихся,
Основные направления опытно-экспериментальной работы:
- расширение возможностей урочной и внеурочной деятельности средствами обновления содержания и технологий обучения, выстраивание связей между основным и дополнительным образованием учащихся на уровне создания целостной системы знаний; изменение критериев оценки достижений школьников и успеха педагога;
- развитие информационно - коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса;
- совершенствование механизмов социального партнерства, открытость образовательной среды.
В ходе инновационной работы реализованы следующие направления:
- открытая образовательная среда: совершенствование управления гимназией на основе продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, развитие механизмов социального партнерства;
- развивающая образовательная среда: достижение нового качества образования на основе широкого внедрения инновационных педагогических технологий, расширения образовательного пространства дополнительного образования, его интеграции с основным;
- комфортная образовательная среда: улучшение эмоционально-психологического климата и здоровьесбережения всех участников образовательного процесса;
- дополнительное образование:исследования и эксперименты реализуются во внеурочной работе по предметам и ставят своей целью развитие познавательной активности, системного видения, умения использовать знания в практической деятельности.
В рамках системы дополнительного образования гимназии реализуются следующие направления:
- апробация новых программ в рамках бюджетной и внебюджетной деятельности;
- реализация программ, нацеленных на приобщение учащихся к исследовательской деятельности (экскурсии, исследовательские проекты).
Таким образом, инновационные усилия педагогического коллектива направлены не столько на организацию урока, улучшение его методического оснащения, расширение форм внеурочной деятельности, сколько на формирование целостного образовательного пространства гимназии, социальное проектирование, взаимодействие учащегося с окружающим миром, самореализацию субъектов образовательного процесса.
Методическая копилка
|